Антихрупкость

Антихрупкость
В период критических событий всем нам хочется, чтобы всё происходящее сейчас в мире побыстрее закончилось и вновь стало предсказуемым и понятным. Это нормальное свойство человека – стремление из хаоса вычленить знакомое и привычное.

Однако, что делать, если всё вокруг нас идёт по непредсказуемому сценарию? Мы в бизнес-школе АМИ отвечаем – учиться и быть готовыми к переменам. Именно поэтому мы решили: когда вокруг шторм, надо наращивать компетенции. Одна из наиболее значимых работ Нассима Талеба – это его книга «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».

По мнению Талеба, всё вокруг нас и мы сами можем быть «хрупкими», «неуязвимыми» или «антихрупкими». Что будет, если уронить на пол хрустальный бокал или вазу? Он(а) разобьётся. Хрупкие вещи не любят случайностей. Так и бизнесе: много компаний, которые не справляются с нагрузкой и гибнут даже от небольших кризисов. Мало что случится с камнем или любым другим твёрдым, неживым предметом, но любая сложная система не является неуязвимой. Она может быть или хрупкой, и тогда просто ломается и перестаёт существовать, или она является антихрупкой, то есть становится ещё сильнее и лучше.

Ключевое понятие в книге Талеба – понятие антихрупкости, и это не просто гибкость или эластичность, главное отличие состоит в том, что антихрупкое под влияние стрессовых факторов не только не разрушается, но и становится более устойчивым.

Антихрупкость – это свойство живых организмов и сложных систем, всё то, что изменяется со временем (идеи, политические системы, технические инновации, экономика, системы права и многое другое). И антихрупкость любит случайность и неопределённость, ключевое качество антихрупкости – это любовь к определённому классу ошибок и умеренным стрессам.

Попытки человечества сделать мир управляемым и предсказуемым делает его скорее более хрупким, как мышцы человека, который не будет давать себе никакой нагрузки, будут ослабевать, так и жёстко структурированный мир вредит нам, так как часто ослабевает волю и развитие.

В концепции Талеба, как мы уже все знаем, есть понятие «чёрного лебедя» – неких непредсказуемых, нерегулярных событий большого масштаба, которые влекут за собой огромные последствия. Люди порой предпринимают попытки предсказать кризис, но наша иллюзия предсказуемости делает нас беззащитными, когда прилетает «чёрный лебедь». Поэтому так важно тренировать свою готовность и умение превращать любые неожиданные события в точку роста и развития для себя и своего бизнеса.

Талеб утверждает, что антихрупкость можно и нужно вырабатывать и развивать. В книге он даёт перечень рекомендаций и примеров из нашего прошлого, которые позволяют принимать непредсказуемые решения в условиях неопределённости в бизнесе, политике и жизни вообще.

Для её развития нам очень важны:
  • перемены,
  • ошибки,
  • умеренные стрессы.
Умеренные стрессы делают нас более выносливыми, а отсутствие изменений и определённого напряжения – ослабляет. Так, например, периодическое голодание запускают в организме процессы, которые способствуют увеличению продолжительности жизни. То есть любая жизнеспособная система нуждается в периодических встрясках. Талеб учит, как развивать антихрупкость в собственных компаниях. Например, стратегия штанги, когда важно избегать серединных решений. Это можно проиллюстрировать на примере инвестиционного портфеля, в котором 90% активов будут низкорисковыми, но с небольшой прибылью, а 10% – высокорисковыми. Вы не потеряете больше 10%, однако прибыль в случае удачи будет очень большой.

Образование очень важно, но ещё важнее, какие навыки ты приобрёл, делая что-то сам. Мы в бизнес-школе АМИ исповедуем принцип «не важно, что ты знаешь, важно, что ты делаешь». Многие важные открытия совершаются случайно, многие открытия делаются практиками. Например, изобретение пороха, микроволновой печи или колёсиков у чемодана. Нам не нужно знать химический состав супа, чтобы его приготовить, в древности архитекторы, не зная всех законов математики, строили великолепные дворцы. Многие бизнесы развивались очень гибко: так Coca-Cola была фармацевтическим продуктом, а ювелирная компания Tiffany&Co начиналась как магазин канцелярских товаров.

«Через отрицание» – Талеб так называет отказ от лишнего. Избыточные объёмы информации создают много шума, в котором легко затеряться и видеть информацию очень выборочно. Сложные системы, например, человек, бизнес, общество – нелинейные и непредсказуемые. Если мы попытаемся представить, какие технологии появятся через 10-20 лет, то, скорее всего, ошибёмся. Единственный путь – вычитающее предсказание, которое идёт от противного: мы не можем знать, какие технологии, научные теории принесёт будущее, но, оглянувшись вокруг себя, способны понять, какие технологии и идеи в нашем мире слишком хрупки и, скорее всего, долго не будут существовать. 

Способность развивать в себе антихрупкость – это необходимый залог выживания как человека, так и компании в целом. Принятие решений в ситуации неопределённости – это навык, который необходим каждому руководителю, ведь когда кажется, что мы что-то хорошо понимаем, всё предусмотрели и предугадали, нас может ждать большое разочарование.

Чтобы развивать в себе антихрупкость, надо не бояться случайностей и ошибок, ведь именно столкнувшись со стрессами и неопределённостью, ваша компания может стать только сильнее.