Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект
В будущем технологии заберут у людей большую часть алгоритмизированных задач и передадут их машинам, безусловно превосходящим человека в этой части интеллекта. Именно эмоциональный интеллект является уникальным качеством людей в изменчивом и неопределенном мире, где люди будут все больше зависимы друг от друга.

Навык Эмоциональный интеллект включает:
  • Понимание своих эмоций и эмоций других людей
  • Умение устанавливать раппорт
  • Умение конструктивно использовать эмоции в своем взаимодействии с другими людьми

Эмоциональный интеллект – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях.

В настоящий момент существует разные подходы к определению эмоционального интеллекта.

Еще в 1943 году Дэвид Векслер предложил классическое определение интеллекта как о глобальной способности индивида целенаправленно действовать, рационально мыслить, и взаимодействовать с окружением эффективным образом.
При этом Векслер выделял "интеллектуальные" и "неинтеллектуальные" элементы интеллекта, куда прежде всего он включил социальные, коммуникативные навыки человека.

Первая модель эмоционального интеллекта, была разработана Джоном Майером, Питером Саловеем еще в 80х годах, данная модель определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов:
  • способности к идентификации и выражению эмоций;
  • способности к регуляции эмоций;
  • способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

Дэниел Гоулман расширил представления о эмоциональных способностях и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером. Гоулман выделил 5 основных элементов эмоционального интеллекта:
  • Самосознание – способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;
  • Саморегуляция/самоконтроль – способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность быстро восстанавливаться после стресса.
  • Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха.
  • Эмпатия – способность понимать эмоции других людей, умение ставить себя на их место.
  • Социальные навыки – способность вступать в межличностные отношения и поддерживать их.
По мнению Д. Гоулмана, в развитии эмоционального интеллекта для лидеров наиболее важными являются самосознание и самоконтроль.

Как развивать?
Этап №1. Осознание своих чувств. Для того, чтобы развивать эмпатию к другим людям, необходимо начинать с себя. Постоянно изучать свои чувства, их причину и динамику развития.

Этап №2. Внимательное наблюдение. В общении с другими людьми старайтесь подмечать самые мелкие детали. Мимика человека, его жесты, тон голоса, реакции, помогут вам определить в каком состоянии он находится и что сейчас чувствует.

Этап №3. Интерпретация. Дальше необходимо интерпретировать чувства и состояния другого человека. Чтобы повысить достоверность, вы можете спрашивать: «Что ты сейчас чувствуешь?» или «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь...».

Этап №4. Смотрим на мир глазами другого. Владение эмпатией подразумевает, что вы начинаете смотреть на мир «глазами» другого человека, примеряя на себя его чувства, словно он и есть вы.

Этап №5. Эмоциональное слияние. Во время общения с человеком, вам необходимо эмоционально «слиться» с ним в единое целое.

Важным условием является:
  • Искреннее желание понять и почувствовать другого человека.
  • Внимательно наблюдать за движениями собеседника.
  • Стремиться увидеть ситуацию «его глазами».
  • Избегать оценочного восприятия поведения.
  • Наделять особой ценностью любую информацию, которую вы от него слышите.

Этап № 6. Управление эмпатией. Этот уровень дает возможность стать настоящим профессиональным эмпатом. Обладая эмпатичными способностями, вы не только можете примерять на себя состояние другого, но также что очень важно, контролировать его. Вы можете свободно, как входить в состояние своего собеседника, так и легко выходить из него, эмоционально «не залипая». Для этого необходимо одновременно находиться и в этом слиянии, и наблюдать за собой со стороны.

МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, разработанная в нашем институте, в отличие от других подходов, ставит в фокус внимания только те области развития человека, на которые он может непосредственно влиять: управление собой, своей энергией и личным успехом.