Креативность

Креативность
Креативность — это способность творить, способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, способность к быстрым действиям, которые ведут к необычному видению проблемы или ситуации. Измеряется показателями оригинальности, выдвижением, перепроверкой и пересмотром гипотез, но в итоге нахождением результативного решения.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ Эдварда де Боно — инструмент структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Средство планирования подробного, последовательного и эффективного группового мыслительного процесса.





Как развивать?

Мы, не особо задумываясь, используем наши психические процессы на постоянной основе: дома, на работе, в семье, с друзьями, с коллегами, партнерами. Мышление, воля, познавательные процессы, чувства, ценности используются автоматически.

Однако в процессе принятия управленческих решений, переговоров, поиска правильного пути, коммуникации WIN-WIN мы зачастую стараемся активировать такой мыслительный процесс, который бы справился с нашими ценностями и чувствами, и смог бы активировать логику с одной стороны, от постороннего влияния и собственного эго.

Великий Мастер Мышления Эдвард Де Боно предложил нам инструмент, позволяющий решать вышеперечисленные задачи просто и эффективно: Шесть Шляп Мышления. Эту методику можно использовать как со взрослыми, так и с детьми. Она словно выкристаллизовывает мыслительный процесс, убирает конкуренцию, активирует творчество. Она эффективна с точки зрения времени, конструктивна, практична, позволяет обдумывать все по порядку, учитывая все аспекты, влияющие на наше решение.

Итак, опишем метод: представьте себе, что мы надеваем по очереди разноцветные шляпы, и каждая из них позволяет смотреть на проблему с одного угла. То есть мы системно рассматриваем задачу по определенному порядку.

Белая шляпа – надевая эту шляпу, мы занимаемся сбором информации. Что у нас уже есть, что доступно, что требуется, чего недостает? Как мы можем получить нужную информацию? В этой шляпе мы собираем воедино все информационные потоки от реальной информации до сплетен и мнений.

Красная шляпа – ух! Свободное выражение чувств, интуиции, подозрений, эмоций без извинений и объяснений. То есть все, что мы испытываем в конкретный момент. При этом нет оценке: признается существование чувств, без оправданий, также принимается в расчет интуиция, которую мы признаем априори ценной.

Черная шляпа – призыв к осторожности, мы стараемся не поступать разрушительно или неконструктивно. В этой шляпе мы развиваем свое критическое мышление, оцениваем риски: глубокий анализ, почему что-то может пойти вразрез с нашей стратегией, где может реально не хватить ресурсов. По сути это шляпа АНАЛИТИКА-СТРАТЕГА, критикующего всех и вся.

Когда мы собрали информацию, выразили эмоции, просчитали риски наступает время для перезагрузки, для сбора энергии и для дальнейшей работы.

Желтая шляпа – логика и позитивный взгляд на происходящее. Радостно смотрим в будущее, ищем ценности и выгоды от нашего решения, думаем, как реализовать его на практике. Работа в Желтой шляпе непроста – она требует определенных усилий, но часто удается увидеть то, что раньше не было значимым. Желтая шляпа – основа для творческой деятельности, заряжает нас оптимизмом.

Работа в Зеленой шляпе – радостна вдвойне. Это креативный поиск решения, альтернатив, новых идей, думания о том, как можно их применить. Это шляпа возможностей, движения, возможно иногда провокаций. Зеленая шляпа активирует нашу изобретательность и продуктивность. Мы собираем возможности, которые нуждаются в проверке и в использовании.

Синяя шляпа – надевая ее, мы становимся дирижером и контролером самого мыслительного процесса, следим, чтобы все шло своим чередом по порядку. Эта шляпа подводит итого, отвечает за результат, последовательность, планирование. Она даже устанавливает очередность применения других шляп и следит за правильным выполнением методики. По сути она организует сам мыслительный процесс.

 

Любую из шляп можно использовать отдельно, чтобы настроиться на определенный лад на определенном промежутке времени. Например, мы хотим найти большее количество возможностей и надеваем Зеленую шляпу. Или просчитать риски еще раз – в Черной шляпе.

При таком использовании все думают параллельно, не конкурируя.

В начале работы с методом лучше использовать шляпы в порядке, перечисленном выше. Но начинать и заканчивать стоит Синей Шляпой. Помните почему?)