«Что наша жизнь? Игра!»

«Что наша жизнь? Игра!»
Эта цитата из «Пиковой дамы» за многие лета приобрела негативную коннотацию, хотя игра – универсальная деятельность, интересная людям разного возраста, в ходе которой легко запоминать новую информацию и решать задачи. Каждая игра преследует цель и моделирует ситуации: например, «Дочки-матери» – семью, а деловые игры – бизнес. Об этом и поговорим.



«Единственный способ стать умнее – играть с более умным противником».
Основы шахмат, 1883 г.



Сейчас из-за изменения и ограничений рынка труда и стремительного развития технологий меняются запросы клиентов на изменение форматов корпоративного обучения в сторону их разнообразия. Что, в свою очередь, приводит к росту интереса к бизнес-играм – формату, который позволяет тестировать нестандартные (и стандартные) решения в безрисковом пространстве смоделированной ситуации.

В тренде не только тимбилдинги разных форматов, от которых сотрудники получают удовольствие и хорошее настроение, но и продуктивные игры, применяемые для обучения навыкам работы в команде или в определённой компании, игры, так или иначе связанные с бизнесом и развитием управленческих навыков.

Под каждую из них подведена теория или концепция, алгоритм или правило, следуя либо нарушая которые, игроки могут решать конкретные задачи.


Какие бизнес-игры бывают?


Есть три типа бизнес-игр:
  1. коммуникационные (поведенческие)
  2. специализированные
  3. управленческие.


I. Первый тип – коммуникационные игры – нацелен на повышение эффективности взаимодействия между сотрудниками, снижение коммуникационных барьеров и формирование поведенческих навыков. Обычно это ролевые бизнес-игры, основанные на принципе тренингов, где за основу берётся конкретная ситуация, и люди разыгрывают в ней разные роли. Здесь важна стилизация процесса, поэтому руководить игрой может сотрудник, заказавшей бизнес-игру, если он знает правила коммуникации, алгоритм и суть игры. Целевая аудитория – все сотрудники компании. Имеются ограничения по количеству участников.

II. Второй тип – специализированные – направлен на решение конкретных, чаще линейных задач в компании, таких как:
  • улучшение климата в коллективе
  • формирование навыка продаж
  • управление временем
  • принятие решений
  • формирование навыка переговоров и т.д.

Поэтому здесь целевая аудитория – линейный и функциональный менеджмент. Специализированные бизнес-игры чаще встречаются двух видов: компьютерные и настольные.

В компьютерных играх алгоритм заложен в программное обеспечение, работу с которым должен контролировать профессионал, владеющий теоретическими знаниями. Компьютерные игры имеют сильное преимущество перед настольными: они позволяют участникам находиться не просто в разных офисах, а участвовать в игре из любой точки земного шара. Имеют ограничения по количеству участников, но гораздо менее жёсткие по сравнению с настольными бизнес-играми.

Напротив, настольные игры объединяют всех участников в едином информационном пространстве, физически сближая друг с другом. Специализированные настольные бизнес-игры обычно краткосрочные, порядка четырёх часов, решают конкретную задачу и очень ёмкие. Цель достигается за счёт изоляции участников из рабочего контекста и отработки одного-двух навыков в течение выделенного времени. Данный тип игр проводится самими разработчиками и аффилированными сотрудниками. На рынке они представлены во всём своём многообразии на любой вкус и фантазию, и их выбор зависит исключительно от личных предпочтений заказчика. Имеют ограничения по количеству участников.

III. Третий тип – управленческие бизнес-игры. Они разрабатываются по ключевым точкам принятия решений в компании:
  • стратегии
  • маркетингу
  • управлении финансами и человеческим капиталом
  • построении бренда компании
  • стратегическому менеджменту
  • управлении проектами
  • создании инноваций.


Чаще встречаются в виде настольных или компьютерных бизнес-симуляций. Целевая аудитория – топ-менеджмент и лица, принимающие стратегические решения.

Настольные бизнес-симуляции позволяют «посмотреть на бизнес сверху»: дело предстаёт как на ладони – любые принятые решения тут же отражаются в ходе игры на самом «бизнесе». Они позволяют сконструировать модель ведения бизнеса «на столе», где наглядно показаны процессы компании от производства и создания команды до формирования группы лояльных клиентов. Имитационное моделирование позволяет анализировать практически любую бизнес-ситуацию как в целом, так и в любой её операционной составляющей; даёт возможность сформировать и проверить те или иные стратегические решения в игровой, творческой обстановке.

То же самое можно сказать и о компьютерных бизнес-симуляциях, только в данном случае действие разворачивается не на столе, а на экране компьютера. Плюс этого формата в возможности удалённого доступа, минус – в отсутствии тактильности, осязаемости процесса. В большинстве настольных бизнес-симуляций для удобства используются игровые атрибуты, например, бочонки с монетками, обозначающие стоимость того или иного актива, карточки с описанием клиентов, модели завоёванных рынков и т.д., в компьютерных бизнес-симуляциях такую возможность осуществить нельзя.

Настольные и компьютерные бизнес-симуляции проводят или сами разработчики, или их аккредитованные партнёры, но почти всегда процесс игры контролируется сертифицированным фасилитатором, который направляет работу в нужное русло. В обязанности этих профессионалов входят, помимо хорошего знания игры и её правил, экспертное знание предмета, его технической базы, умение грамотно делать выводы, то есть «заземлять» игровую ситуацию к реальной и находить связующие звенья между теорией и практикой.

По длительности настольные и компьютерные бизнес-симуляции могут быть от 4-х часов до 4 дней. Чаще всего они имеют жёсткие ограничения по количеству участников.


Как выбрать подходящую бизнес-игру?


На выбор бизнес-игры влияют три фактора:
  1. задача
  2. количество участников и наличие времени, инвестированное в мероприятие
  3. бюджет.

Говоря о бюджете, хочется сразу отметить, что бизнес-игры удовольствие не из дешёвых, но в соотношении цена/качество (в нашем случае, цена/результат) себя оправдывают. На цену игр влияют такие параметры, как:
  • производитель
  • наличие лицензии
  • количество участников
  • длительность.


В редких случаях возможно увеличение стоимости в прямой пропорции к харизме или популярности фасилитатора. Поэтому в каждом конкретном случае цена рассчитывается исходя из условий запроса. Самое главное, чтобы вопрос цены не стал приоритетным при выборе бизнес-игры. Это неизменно приведёт к неудовлетворительным результатам. Лучше вообще отказаться от идеи проводить игру или перенести её на более удобный период. Всё-таки, по нашему опыту, главный критерий выбора игры – это задача, которую необходимо решить. Только в этом случае возврат на инвестиции в собственных сотрудников приблизится к желаемой цифре.

В своей образовательной деятельности наша бизнес-школа уделяет особое внимание формату бизнес-игр. Игровой формат был и остаётся наиболее удобным и наименее стрессовым для усвоения большого комплекса разносторонних знаний в условиях ограниченного времени.


Бизнес-игры и бизнес-анимации в АМИ


К особому типу бизнес-игр можно отнести недавно появившиеся и набирающие в настоящее время популярность масштабные бизнес-анимации. Ключевое отличие от остальных форматов в том, что бизнес-анимация позволяет работать с большим количеством участников одновременно (наш рекорд пока – 600 участников), используя всего 2-3 фасилитатора.

В линейке нашей бизнес-школы таких анимации пять:

1) Galaxy LILLA («Галактика Лилла») направлена на внедрение ценностного менеджмента в компанию. В ходе анимации усиливается командная работа организации, повышается уровень сплочённости и эмоционального климата, растёт групповое доверие.

2) «Брендинг территорий» направлен на повышение привлекательности района, города, региона или страны. Результатом игры является сформированный план действий для повышения привлекательности территории. В задачи анимации входят тренировка стратегического видения, выработка системного взгляда на реализацию конкурентной позиции, тренировка навыка поиска нестандартных решений с учётом возможностей и непредвиденных обстоятельств.

3) EquilibriУМ: цель этой бизнес-анимации – развитие эмоционального интеллекта сотрудников. Фокус – на понимании людьми своих и чужих эмоций, умении оценивать их состояние и достигать согласия, на коммуникации и формировании умения слышать других с учётом барьеров эмоционального восприятия.

4) «Хакатон Креативных Идей» проводится с целью повышения внутренней и внешней клиентоориентированности участников. В бизнес-симуляции используется кейс компании-заказчика. Основная концепция этой анимации – улучшение коммуникации между отделами и повышение вероятности решения конфликтных ситуаций во взаимодействии за счёт внедрения инноваций в управлении отношениями с внутренним и внешним клиентом. Все участники поделены на команды для решения непростой задачи – создание инновации в управлении отношениями: что ещё мы можем сделать для нашего клиента?

5) Marathon problem-solving – бизнес-анимация, которая помогает определить каждому участнику свой социальный стиль поведения и решить коммуникационные задачи для дальнейшей максимально продуктивной работы команды в частности и организации в целом.

6) Deep Quest нацелена на принятие управленческих решений в условиях ограниченности ресурсов. В процессе анимации участники анализируют и переосмысливают большой комплекс управленческих компетенций: от умения идентифицировать ресурсы и принимать решения, до навыков управленческой коммуникации и получения обратной связи.

7) Mystery City – бизнес-анимация с ключевой задачей формирования у участников необходимости командного взаимодействия при решении сложных и глобальных задач, с фокусом на понимании своей и чужой ценности, своего и чужого вклада в результат и принятии различий участников одной команды.

Второе отличие такого формата обучения как бизнес-анимации – нереальные или анимированные условия проведения игры. Это может быть космическая история про межгалактические экспедиции или история погружения на дно голубого океана в батискафе для спасения своих коллег из безвыходной ситуации, то есть сценарий не имеет прямого отношения к бизнесу. Отсюда и название.

Третье, и самое важное отличие – возможность практически 100%-ой адаптации анимации к задачам, которые устанавливаются заказчиком. Возможна разработка индивидуальной бизнес-анимации. Анимация может быть направлена как на тему внедрения ценностей, так и повышения или тиражирования качества услуг. Последняя пользуется спросом у ресторанов, сетевых ритейлеров, имеющих много точек продаж и заинтересованных в поддержании одинаково высокого качества предоставления услуг. Жёсткий алгоритм управления участниками, заложенный в структуре анимации, обычно требует проведения анимации её авторами и создателями, а принципы проведения хранятся в строжайшем секрете.

Длительность бизнес-анимации от 8 часов до 2,5 дней. Формат практически не имеет ограничения по количеству участников. Целевая аудитория – все сотрудники компании.


Как и кто оценивает результат?


Основной установкой любой бизнес-игры является высокий эмоциональный подъём, мотивирующий людей к активному участию. Фасилитатор объясняет, что участники сегодня получают уникальную возможность протестировать свои решения, чтобы избежать реальных ошибок в дальнейшем: если проиграть за столом или за игровым компьютером, ничего страшного не случится, но если, допустив ошибки, проиграть миллионы в реальной жизни, цена этих огрехов будет куда выше и ощутимее.

Большинство бизнес-игр оцениваются с точки зрения результативности работы конкретной команды. Промежуточные результаты фиксируются в конце определённых периодов, например, симуляционного года, по данным финансовой отчётности – бизнес-результатам «компании». Это позволяет скорректировать выбранную стратегию и внести изменения в планируемом периоде.

Что же касается оценки личной результативности, то есть роста эффективности самих игроков, то участники оценивают свой объём знаний и навыков до и после игры самостоятельно, чаще всего субъективно. Но именно эта динамика – «как было\как стало» – очень важна. Наша компания, которая проводит большое количество различных бизнес-симуляций как настольных, так и компьютерных, после каждой из них использует индивидуальные опросные листы. Отвечать на вопросы можно анонимно, главное попытаться понять, что же изменилось в процессе игры. После публичного подведения итогов игры каждый участник должен дать ответ, как минимум, на три вопроса:
  • Какой урок он вынес для себя лично?
  • Что бы он порекомендовал будущим игрокам, которые займут его место?
  • Какой практический вывод он может сделать из игры для работы в своей компании?

Бизнес-игры и бизнес-анимации – это оптимальная инвестиция в развитие своих сотрудников и, как следствие, самой компании, это отличная возможность в реальном времени решить важные задачи в безрисковом пространстве и применить полученный опыт сразу на практике.