Пирамида логических уровней: стратегическое видение

Пирамида логических уровней: стратегическое видение
Концепция стратегического видения требует умения работать со стратегическими целями и организационной идеологией и является ключевым навыком для топ-менеджмента компаний. Стратегическое видение включает ключевые цели компании (БИХАГи) и организационную идеологию, состоящую из ключевого предназначения и ключевых ценностей.

ПИРАМИДА ЛОГИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ — инструмент, который помогает руководителю разработать и управлять стратегическим видением компании. Он позволяет сформулировать стратегическое
видение и разработать план реализации в конкретных действиях по его достижению из точки в будущем.


«Главный талант человека – знать, чего он хочет»


Всё, что сейчас происходит вокруг нас (неважно, в какой степени оно нас касается), вновь актуализирует вопрос стратегического видения не только в работе, но и в жизни. Сочетание этих двух слов, с первого взгляда, видится довольно простым, но за кажущейся простотой есть несколько важных составляющих, о которых и пойдёт речь.

Человек = бизнес?
Человек, как и бизнес, – это целый мир со своими законами, ценностями, вопросами и ответами на них. Позволим себе и далее проводить такую параллель, аргументируя это тем, что бизнес строят люди, и то, какой он будет, напрямую зависит от человека: какую цель он поставит перед собой и бизнесом, какую роль определит для себя, какими принципами будет руководствоваться, какие правила организует внутри, какую команду наберёт.

Что такое стратегическое видение (СВ) и почему оно так важно? Видение – это желаемое будущее состояние, в которое надеются прийти компания и её лидер. По сути, это образная картина будущего положения дел, которую фирма хочет достичь. Видение происходит от латинского videre – «чтобы увидеть». Видение отвечает на вопрос «Кто я в будущем?», а если для компании, то «Кто моя компания в будущем?», оно должно быть сформулировано в настоящем времени.

Счастливым человека делают не деньги, не статус, не среда. По-настоящему счастливым человека делает осознание и получение ответов на два вопроса: «Кто я?» и «Ради чего всё это»?

Это важно для формирования вполне определённых этапов на пути к покорению личного Эвереста. Когда вы можете ответить себе на вопросы о самом же себе (это всегда сложнее всего), вы становитесь всесильным и способным достичь максимума не только в своей жизни, но и карьере. Наличие стратегического видения и своей миссии в жизни позволяет сформулировать шаги СВ в бизнесе – всё взаимосвязано, всё переплетено.

По словам Д. Коллинза, стратегическое видение – это результат сформулированных целей компании (иначе БИХАГИ – «большие жирные волосатые цели») и идеологии компании (ключевые ценности и ключевое намерение).
Таким образом, через СВ мы хотим повлиять на то, как люди мыслят, почему они так мыслят, что их мотивирует, кто в них вселил веру в то, что это правда.

Многие думают, что идеология – это стандартная проблема государства, но это не так. У любой общности, а значит огромной корпорации или мини-организации идеология либо есть, либо нет. В случае, когда она есть, ты можешь влиять на массы/группы/коллективы. А массы/группы/коллективы требуют влияния и управления, иначе, представляете, к какому хаосу это может привести?
Наличие СВ в компании и для самого себя – это самый мощный инструмент влияния, изменения и развития.

Польза клиенту VS Прибыль
Так или иначе, мы задумываемся о будущем и о том, как быть максимально эффективным не только здесь и сейчас, но через месяц, год, пять лет. Недаром мы делаем упор на осознанном лидерстве, потому что только настоящий руководитель – де-факто, а не де-юре – в силах и оставаться на плаву, и выводить компанию на новый уровень. Сейчас сложилась идеальная ситуация, чтобы проверить, кто здесь самое слабое звено. Такой форс-мажорный естественный отбор, всё в (привычном) русском стиле.

Успешная компания – это всегда история про продукт и клиента, только разного масштаба. И успешная компания ставит своей первоначальной целью пользу для клиента, а не получение прибыли. Если вам это утверждение кажется оксюмороном, поразмышляйте об известных вам успешных компаниях; вы убедитесь, что так оно и есть. Для получения клиентом этой самой пользы сотрудники компании должны быть мотивированы на эффективную работу. Мотивации способствуют несколько факторов: миссия компании, её ценности, идентификация сотрудника с компанией, мечта, которую все вместе благодаря работе хотят осуществить, – всё это составляет идеологию компании. Стратегическое видение – это та часть идеологии компании, которой управляет её руководство.

Лидер сегодня VS Лидер завтра
Нужно понимать, что стратегическое видение – это навык, и оно вошло в навыки лидера будущего, потому что в непредсказуемом мире, который нам все обещают (ну, как обещают. Вот он, здравствуйте!), постоянной остаётся только мечта, миссия. Когда мы говорим про стратегическое видение как навык, мы должны понимать, что от лидеров будущего будет требоваться философии и идеологии больше, чем когда-либо раньше, потому что всё остальное будет меняться так, что они не будут знать ни какие задачи должны быть у людей, ни что конкретно мы хотим достичь. И в этом смысле крайне важно ответить на вопрос: «Кем мы хотим стать?». Инструмент стратегического видения отвечает на этот вопрос: он говорит, кем я буду, как я себя в этом реализую. После ответов на эти вопросы все действия в этом сложном мире становятся результатом того, кто ты. Ты сначала отвечаешь на вопрос «кто ты?», а потом решаешь, что ты делаешь.

Руководитель, который знает, что нужно видение, имеет инструмент влияния. Человек, не понимающий, что это нужно, обладает инструментом влияния на более низком уровне (это и размер зарплаты, и масштабность задач), и на нём же он и остаётся. Есть люди на руководящих должностях, которые не умеют или не хотят работать с этим инструментарием: не знают, что такое видение, не понимают, что такое миссия и ценности, идеология.

Как следствие этого – они мешают своим сотрудникам работать: вмешиваются в пути достижения целей, считают, что лучше знают, кто их клиенты. Это происходит потому, что человек занимает должность, для которой у него нет компетенций.

Стратегическое видение развивается от изменения задач и от того, что люди начинают понимать, что задачи, которые они сейчас решают, отличаются от тех задач, которые они решали ещё вчера. Допустим, вчера ты операционный директор – это одни задачи. Завтра – ты генеральный директор, и это другие задачи. Это всегда движение с двух сторон.

Вверх VS Вниз
Как бы мы ни хотели, движение всегда идёт либо вверх, либо вниз. «Вниз» – это история о том, что человек с точки зрения управления массивом людей останавливается на каком-то этапе и дальше может захотеть стать суперэкспертом или супернаставником, он не хочет больше строить большие системы.

Допустим, человек может дойти до уровня идентификации «я – специалист», и тут он понимает, что с точки зрения управленческого развития он дошёл до своего предела, и ему надо развиваться в другую сторону. Но важно помнить, что из любого солдата невозможно сделать генерала. И это причина, по которой мы часто видим на руководящих позициях людей, которых там не должно быть.

Есть люди, у которых прирождённый талант и мотивация достигать большего с помощью других людей; и есть люди, которые случайно там оказались. Самоидентификация в этом смысле даёт важное знание, и здесь приведём цитату Петра Капицы: «Главный талант человека – знать, чего он хочет». За этой короткой фразой стоит вся многовековая человеческая мудрость. У современных людей есть проблема с определением, чего они хотят. Список-то есть у многих. А вот какое твоё единственное желание? Стратегическое видение говорит человеку: «Если у тебя не будет этой цели, всё, вокруг чего ты будешь бегать и чего ты будешь достигать, может оказаться не тем, что ты хотел бы». Самое страшное – понять, что это всё не то, когда ты подходишь к переходному этапу своей карьеры.

Твоё желание = твоя цель
Людей с одним ярко выраженным талантом мы называем счастливыми, потому что за них судьба решила, кто они. А бо́льшая часть людей – это, так называемые, «середнячки» – многообещающие люди, которым дали мерной ложкой всего по чуть-чуть. У таких людей нет истории на жизнь, их истории на периоды. Но нужно понимать, что у каждого периода должна быть цель. Цель эта не меняется, она – познать себя. Ты идёшь к тому, что ты есть, используя, что тебе дано.

Часто родители отбивают у детей талант понимать, что ты любишь. Мы будто всё время думаем: «А, тебе это легко даётся, значит, это неважно». А ребёнка нужно научить хотеть. Человек может хотеть очень много, от этого навык хотеть атрофируется, потому что всё слишком близко, всё можно рассчитать по американской модели целеполагания и тайм-менеджмента: определяешь желаемое, узнаёшь его цену, анализируешь свои расходы и доходы и высчитываешь количество времени для достижения этой цели. Но это не отвечает на вопрос, что тебе нравится.

Как сформировать СВ? Логические уровни мышления!

Здесь хочется вспомнить пирамиду логических уровней мышления Роберта Дилтса – модель мышления об изменениях личности. В основании пирамиды – ваше окружение, на следующем этапе – поведение и совершаемые вами действия, чуть выше – ваши способности, предпоследний уровень в ответе за ваши ценности и убеждения, затем, собственно, вы – идентификация и на вершине пирамиды – миссия. Как её применить относительно миссии и стратегического видения?

Развитие навыка стратегического мышления связано с самоанализом, самопознанием и вопросами к себе. Что это за вопросы?
Для начала нужно определить сферу жизни, для которой хотим сформировать СВ, например, работа, дом, семья. Это важно только для начала, так как дальше в анализе правильное СВ и миссия будут распространяться на все сферы жизни.

Дальше серия вопросов, например, выбираем контекст РАБОТА:
  1. На уровне окружения отвечаем себе на вопрос: «Где я работаю? Что/кто меня окружает: размер компании, моей команды, количество подчинённых и руководителей, моя позиция, должность?»;
  2. Подняться на уровень поведения и действий: «Что я делаю в роли … (позиция...)? И мы перечисляем глаголами ВСЕ главные действия, которые совершаем в своей роли в своей компании и в тех условиях, которые описали выше, не стесняйтесь.
  3. Ещё ступенька – мы отвечаем на вопрос: «Какие способности у меня есть, чтобы осуществлять эти действия в этих местах наилучшим образом?». Перечисляем ВСЕ способности и навыки, которые у нас есть для того, чтобы делать свою работу наилучшим образом.

Мы в непосредственной близости к формированию стратегического видения!
  1. Получив ответ на него, оказываемся на предпоследнем уровне и спрашиваем себя: «Что ценного для меня в том, что я в роли …, совершая действия…, использую именно … эти способности?
  2. Идентификация – «Какую роль я при этом играю? Кто я?» – пока на настоящий момент. ВАЖНО: не «Кем я хочу быть? (к этому мы ещё придём), а «Кто я в настоящий момент?».
  3. И, наконец, наш пик: это МИССИЯ! Ответ на вопрос «Зачем? Ради чего»?

Вопрос сложный, но именно ответ на него позволит нам сформулировать своё ВИДЕНИЕ. 
Важно: деньги не могут быть МИССИЕЙ и ответом на вопрос «Ради чего?», если так получилось, спросите себя «Когда у меня есть столько денег, сколько я хочу, что дальше? Что я буду делать с ними и ради чего я их зарабатывал?».

Миссия может выражаться в одном слове, в словосочетании, но она обязательно должна вдохновлять, от её осознания должны бежать мурашки, она должна давать энергию. И вот когда вы ответите себе на вопрос смысла, наступает время вопроса про СВ: «КЕМ МНЕ НУЖНО БЫТЬ, чтобы реализовать свою миссию?». Ответ на этот вопрос и будет вашим стратегическим видением на данный момент времени.

Выше было упомянуто, что СВ отвечает на вопрос реализации твоей миссии. Как же? Идя по тем же логическим уровням, задавая себе вопросы в обратном порядке, мы способны создать для себя план достижения и реализации нашего стратегического видения. Отвечаем на следующие вопросы:
  • Что ещё ценного для меня в том, что я реализую своё СВ (повторяем его)? Это дополнительная мотивация!
  • Какие способности мне нужно развивать, чтобы реализовать своё СВ?
  • Какие действия мне нужно предпринять, чтобы реализовать своё СВ и приблизиться к реализации миссии?
  • В каких ещё сферах жизни я могу реализовать своё СВ и свою миссию?

Благодаря ответам на эти вопросы вы пройдёте шаги, с помощью которых создадите этапы к своим изменениям.
Стратегическое видение – хороший инструмент, который помогает человеку понять, на каком уровне мы чаще всего застреваем и где нам комфортнее всего.

Трудно понять, кто ты. Нужно много экспериментировать. Если сердце говорит, что это не твоё место, не твои люди, не твоя работа, не надо бояться уходить – ты никогда не узнаешь, кто ты и где твоё счастье, если не будешь перемещаться.
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Теги: видение

12.06.20 09:38

test