Социальный интеллект

Социальный интеллект
Социальный интеллект важен для правильного понимания человеком типичных ситуаций общения с другими людьми. Важно, чтобы мы имели более-менее объективные параметры для понимания реакций и действий других людей, что-бы наша интерпретация по возможности точно соответствовала реальности и позволяла выстроить эффективное поведение.

Создание модели «Социальных стилей поведения» стало результатом поиска ответа на вопрос: Что приводит к успеху в коммуникациях?

Исследования показали, что успех в основном зависит от уровня эффективности взаимодействия. А он, в свою очередь, повышается через понимание предпочтений других и принятия соответствующих решений при работе с ними.

Что позволяет понять поведенческий стиль человека и использовать эту информацию для более эффективного взаимодействия? Ответ – наблюдаемое устойчивое поведение людей. Самый простой и достоверный способ узнать о другом человеке – это наблюдать за его поведением. Другими словами, вы много узнаете о человеке, наблюдая за ним, когда он взаимодействует с вами или кем-то еще. 

Обратите внимание на то, что наши суждения - это отдельные умозаключения, сильно отличающиеся от описания поведения человека. Также помните, что черты характера или качества личности, которые мы склонны приписывать другим, могут создавать барьеры в развитии эффективных взаимоотношений. 

Наши чувства и реакции в отношении человека являются важной частью нашей системы управления напряжением и, скорее всего, будут влиять на окончательное решение, которое мы принимаем в отношении другого человека. Помните, эти чувства описывают вас, а не другого человека, и в той мере, в какой вы можете отделить эти реакции от своих наблюдений за другими, вы становитесь более искусным коммуникатором.



Социальный интеллект - это способность управлять напряжением, которое возникает во время взаимодействия с другими.

Мы рассматриваем напряжение, как мотивацию к деятельности. По мере нарастания напряжения возрастает и продуктивность. Напряжение само по себе не является ни положительным, ни отрицательным. Мы оцениваем уровень напряжения по результирующему уровню производительности. Например, когда уровень напряжения слишком низкий – мы демонстрируем и низкую продуктивность.

Продуктивность возрастает по мере нарастания напряжения. Чтобы достичь результата, необходим соответствующий уровень напряженности. Цель этой части - научиться оставаться в пределах необходимой производительности и помочь другим сделать то же самое.

Напряжение может расти до то той поры, пока сохраняется высокая продуктивность. Опасность заключается в том, что напряжение может вырасти до такого уровня, когда перестает мотивировать, а наоборот вызывает стресс и непродуктивность.


Эта модель объясняет, как формируются паттерны поведения, направленные на снижение напряжения. Когда эти модели поведения работают, мы часто их используем, и другие начинают воспринимать наше поведение как привычное и, следовательно, предсказуемое.

А. НАПРЯЖЕНИЕ Когда мы испытываем потребность, мы знаем об этом, потому что чувствуем определенное напряжения

В. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ Напряжение порождает поведенческую реакцию, например, возбуждение или уход из ситуации

С. СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ Если поведенческая реакция приводит к снижению напряжения, то, скорее всего, мы будем использовать ту же или подобную поведенческую реакцию, когда снова ощутим это напряжение

D. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ Каждый раз, когда мы повторяем поведенческую реакцию, она будет усиливаться до тех пор, пока будет снижать напряжение

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ рассматривает социальное поведение с точки зрения наблюдаемых характеристик — того, что можно объективно видеть и слышать. Позволяет определить конкретные поведенческие стили и выстроить реальные стратегии адаптации.