История провала и удачи запустившего TELE2 в России

История провала и удачи запустившего TELE2 в России


Больше всего пользы мы получаем не из историй успеха, а из опыта неудачи. Наиболее ценно – когда поистине крутой бизнесмен говорит о провалах. Сегодня история со знаками минус и плюс от человека, который запустил Тele2 в России. Игорь Голдобин – ныне управляющий директор компаний ООО «Арман», ООО «Армтел».


Предисловие о компании


Игорь: Компании «Армтел» в июне 20 лет. Это специализированный интегратор в индустрии промышленности. Наш бизнес можно разделить на две части: на мировом рынке мы известны как вендер – занимаемся производством: от разработки ПО и производства оборудований промышленной связи; на российском рынке мы больше известны как интегратор. В России сейчас тренд на цифровизацию, и мы фокусируемся на слаботочных промышленных решениях и цифровизации.

В этом году мы в среднем реализовали 369 проектов, в плане ещё около 400. Центральный офис «Армтел» в Петербурге, есть представительства в Астане, Дели, Сингапуре. После вируса мы планируем открываться в Европе. В мае мы вошли на рынок Алжира с двумя большими проектами, хорошо развивается рынок Индии.

В прошлом году мы открыли в Петербурге современное производство на 2 тыс. м², где собираем крупные системы и проводим тесты. Там же находится отдел разработок по цифровизации.


Влияние вируса на бизнес


Игорь: Нас спасает диверсификация, так как мы работаем почти во всех индустриях: газовой, транспортной, нефтяной, атомной. Спад в одной отрасли мы перекрываем подъёмом в другой. Сейчас у нас средняя ситуация, потому что в некоторых регионах у наших клиентов замедлились процессы принятия решений. Правительство разрешило нам работать с соблюдением всех техник безопасности: 70% менеджеров у нас на удалёнке и только 30% в офисе.

Раньше мы собирали системы и отправляли их на предприятия, наши сотрудники ездили для контроля на объекты. Сейчас по-другому: в конце апреля мы установили камеры на нашем предприятии, чтобы заказчик мог всё видеть и принимать решения на расстоянии. По видеосвязи мы обучаем всех инженеров заказчиков: как настроить систему, как запустить. В целом, в кризис мы смогли сохранить бизнес на среднем уровне.


Прогнозы по рынку: мы и другие


Игорь: Что касается наших рынков, то, скорее всего, за пару лет всё восстановится: промышленность есть, она должна развиваться. Относительно экономики в целом: власти будут стараться её запустить, но аукаться этот кризис будет ещё лет пять, на мой взгляд. Будет много банкротств, которые не видно сейчас – иначе бизнес не восстановить.


Что, кроме госзаказов, остаётся на плаву?


Игорь: Давайте посмотрим на мировые тренды: это нефть, это газовые направления. Весь мир переходит на сжиженный природный газ (СПГ), и даже в России есть программы развития по СПГ до 2028 года.

Второй большой тренд – это «зелёная энергетика» – альтернативная возобновляемая энергетика (вода, воздух). «Армтел» за этим тоже следит и развивает у себя. 
Я предлагаю смотреть не на Россию и госзаказы, а именно на мировые тренды, потому что они будут определять развитие сфер, где вы точно сможете зарабатывать. В госзаказы лучше не лезть (мы туда тоже не лезем), дабы избежать проблем.


Напутствия слушателям АЕМВА


Игорь: На мой взгляд, крайне важны две вещи: умение думать и умение анализировать. Есть современные тренды, технологии мирового рынка – они помогают, нужно их применять. Чем больше человек думает, тем успешнее он становится. Чем глубже анализирует, тем более правильные решения принимает.

Всегда идите вперёд, будьте смелыми, выбирайте правильные тренды, добавляйте лидерские качества – и вы взлетите!


Самый большой успех VS самый большой провал


Игорь: Я ставлю на чаши весов запуск Тele2 в России или построение самого большого завода в Европе и выбираю второе. Я рисковал именем, деньгами, но был упёртым, прошёл все стадии и достиг своей цели.

Самая большая неудача – ссора и расставание с партнёром по заводу через 10 лет его успешной работы.


Что сподвигло на построение своего завода?


Игорь: Это то, чему вас учат в бизнес-школе – чистая классика. Анализ, маркетинг – всё применил по полной: придумал уникальный продукт для свободной ниши (мне даже не помешал кризис 2008 года). Я считаю, что будущее – за своим продуктом и своим производством. 


Тренд построения бизнеса на личных отношениях – где брать контакты?


Игорь: Если бизнес строится только на связях с новыми клиентами – это краткосрочная история. Говоря про Россию, я думаю, что лучше найти свою уникальность и благодаря ей иметь преимущество перед конкурентами. Приходя к клиенту с уникальностью и ценностью для него, ты начинаешь переговоры, а выстраивание взаимоотношений после этого становится более простой вещью. 

Знакомства в бизнесе помогают, но мы редко ими пользуемся (как и наши знакомые нами). Для меня это 10-20%.


Выбор людей в команду


Игорь: Если мне нужен сотрудник в офис, то требование одно – он должен быть умный. Тогда с ним всем приятно будет работать. Когда я вижу, что человек не способен думать и принимать решения, я сразу заканчиваю собеседование – это тупик, если за человеком ничего нет.

Когда мне нужен топ-менеджер, я ориентируюсь на умение человека думать, а далее выдвигаю требования по лидерским качествам: однозначно умение принимать решения, работа в команде, стрессоустойчивость и честность. Умный, но нечестный может воровать. 

В общем, ум и принятие решений – самые важные для меня вещи при выборе топов.