Нассим Талеб: «Пандемия – созидательный катализатор»

В конце октября доктор философии и американский писатель Нассим Николас Талеб дал интервью перед презентацией нового Bitrix24. Как к автору экономических бестселлеров («Чёрный лебедь» [2007] и «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни» [2018]) у российской журналистки Софико Шеварнадзе к Нассиму были вопросы о прогнозах в бизнесе, о поведении государства и бизнеса при пандемии, о фейках и правде, об идеальном соотношении онлайна и оффлайна сегодня.

В начале текста стоит сказать, что мы лаконично транслируем слова Нассима Талеба, которые могут идти вразрез с вашим мнением, и это нормально. Если вы хотите выразить свои мысли, то добро пожаловать в комментарии наших соцсетей.


Пандемия: кого нужно поддерживать?



Никаких прогнозов о будущем быть не может: всегда есть вероятность 50 на 50. Если вы крупная корпорация, у вас должен быть план действий, вы всегда должны быть готовы к кризису (ведь даже фильмы про пандемию снимают, правда?). Винить в неудачах, ставших следствием вируса, надо только самих себя.

Вопрос поддержки в кризис – это вопрос этики, поэтому государство должно поддерживать простых людей, а не бизнес-структуры. Нужно помогать стоматологам, парикмахерам, хирургам, проводящим плановые операции, так как мы нуждаемся в их услугах.

Поддерживая корпорации, мы лишь поддерживаем их акционеров, но не бизнес. Корпорации, пострадавшие в пандемию, этого заслужили (например, авиакомпании. Талеб много раз обращался к кейсам авиакомпаний и объяснял то, что они заслужили кризис, таким образом: известно, что наибольшую прибыль авиакомпании получают от продажи билетов на бизнес-класс, поэтому после закрытия границ и отмен рейсов их прибыль резко сократилась. А лоукостеры, напротив, смогут остаться на плаву и быть востребованы, потому что основная задача пассажирских самолётов – перемещение человека из точки А в точку В – будет выполняться за приемлемые деньги).


Стоит помнить, что крупные корпорации не вечны, это динамичная природа мира. Спасая старые корпорации, мы не даём пробиться молодым, а зря.



Как избежать распространения вируса?



Первое, что стоило бы сделать, – так это определить, как именно распространяется вирус, потому что заставлять носить маски, не зная эффективности этого – как минимум странно.
Направление сил и финансов на массовое тестирование и последующее изолирование суперраспространителей – два следующих важных шага в борьбе с ковидом.
Меры должны быть кардинальными: явное отсутствие логики в закрытии едален и одновременном продолжении работы метро. Такие полумеры неэффективны.


Экономическая изоляция – тренд 2020



Чтобы разрушить хрупкие системы, нужен катализатор. Им стала пандемия. Она оказалась в чём-то созидательна, сделав уязвимыми мегаполисы, например, Нью-Йорк или Сан-Франциско, где цены на недвижимость очень высоки. Перейдя на работу из дома, люди переориентировались и перестали нуждаться в дорогом жилье или офисе мегаполиса.

Пандемия обнажила слабости и дала возможность осознать наши сильные стороны, разделив людей на две категории: кто плачется в подушку, а кто ищет возможности. Друг Талеба – владелец фитнес-центра – в пандемию стал продавать оборудование для занятий спортом дома и вывел свой бизнес на уровень даже выше, чем был до вируса при открытом и работающем фитнес-клубе. Официанты переориентировались на доставщиков продуктов и стали зарабатывать в разы больше. Этот кризис в очередной раз показал, что одни создают экономическую активность, а другие – паразитируют; что если люди не пропадут во время пандемии, то они не продадут и после неё.



Кризис образования



Говоря об образовании, стало заметно, что пострадали университеты, но не преподаватели. Преподавателям и так не доплачивали, а сейчас у них есть возможность преподавать напрямую (без посредника-университета) через Zoom, например. Хорошее образование в США стоит дорого, с учащихся берут втридорога: хочешь преуспеть в жизни – плати. Теперь же можно получить качественное образование за гораздо меньшие деньги.


Долгосрочные последствия удалёнки


  • IT-компании увеличат своё присутствие и заберут львиную долю дохода
  • офис нужен, но не ежедневно, потому что люди предпочли работать в небольших помещениях и небольшими группами
  • идеальное соотношение онлайн- и оффлайн-встреч: всё зависит от человека и сферы деятельности. Профессора открыли преимущества: студенты охотно задают вопросы в онлайне. Но для среднего и высшего образования необходим оффлайн. Если вы получаете образование уже не первое, то удобнее это делать в онлайне (например, подключаться к занятию после работы). Если необходимо проведение тренингов, то лучше оффлайн (из-за необходимости находиться рядом с коллегами).


Фейк и правда – кому доверять?



Чем больше развивается Интернет, тем больше люди чувствуют свободы. И мы как бы вернулись в античные времена, когда люди узнавали новости от парикмахера или торговца рыбой. Интернет стал фрагментированным, люди стали общаться в своих «кружка́х». Информация становится более прозрачной, а границ между государствами нет (ты можешь работать на иностранную компанию из дома, тебе даже виза теперь не нужна).

Ни одно государство не может полностью контролировать информацию. В США есть законы, которые ограничивают возможность следить за пользователями с помощью Интернета. Уровень прозрачности огромен, и это перевешивает все недостатки.

Технологии всегда непредсказуемы, а IT-компании становятся слишком большими. Правда, любую корпорацию можно сломать. Нужно помнить, что в любой сфере, где есть рост компаний, всегда есть компании, которые будут загибаться. IT-компании не смогут стать властью, заменой государства, ибо есть антимонополия. У компании есть срок годности, у них есть банкротство, и, чем крупнее компания, тем труднее ей переживать кризис: например, есть слон и мышь. Слон может съесть больше и пройти дальше, но, если он сломает конечность, ему будет сложнее восстановиться, чем мыши в аналогичной ситуации.